Опубликован: 27.07.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 5714 / 1222 | Оценка: 4.37 / 4.06 | Длительность: 13:49:00
ISBN: 978-5-9556-0049-9
Специальности: Программист
Лекция 3:

Персептроны. Обучение персептрона

< Лекция 2 || Лекция 3: 1234 || Лекция 4 >
Аннотация: В лекции рассматриваются алгоритм обучения персептрона, вопросы сходимости алгоритма обучения и подбора количественных характеристик весовых коэффициентов. Исследуются многослойные персептроны и возможности их обучения.

Обучение персептрона

Способность искусственных нейронных сетей к обучению является их наиболее интригующим свойством. Подобно биологическим системам, которые они моделируют, эти нейронные сети сами совершенствуют себя в результате попыток создать лучшую модель поведения.

Используя критерий линейной разделимости, можно решить, способна ли однослойная нейронная сеть реализовывать требуемую функцию. Даже в том случае, когда ответ положительный, это принесет мало пользы, если у нас нет способа найти нужные значения для весов и порогов. Чтобы сеть представляла практическую ценность, нужен систематический метод (алгоритм) для вычисления этих значений. Ф.Розенблатт создал такой метод в своем алгоритме обучения персептрона и доказал: персептрон может быть обучен всему, что он может реализовывать.

Обучение может быть с учителем или без него. Для обучения с учителем нужен "внешний" учитель, который оценивал бы поведение системы и управлял ее последующими модификациями. При обучении без учителя, которое будет рассмотрено на последующих лекциях, сеть путем самоорганизации делает требуемые изменения. Обучение персептрона является обучением с учителем.

Алгоритм обучения персептрона может быть реализован на цифровом компьютере или другом электронном устройстве, и сеть становится в определенном смысле самоподстраивающейся. По этой причине процедуру подстройки весов обычно называют "обучением" и говорят, что сеть "обучается". Доказательство Розенблатта стало основной вехой и дало мощный импульс исследованиям в этой области. Сегодня в той или иной форме элементы алгоритма обучения персептрона встречаются во многих сетевых парадигмах.

< Лекция 2 || Лекция 3: 1234 || Лекция 4 >