Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Коммуникации в менеджменте
Цель лекции: познакомиться с коммуникационным процессом в менеджменте, определить его этапы, процедуру осуществления. Выделить понятие информации и ее виды.
Текст лекции
Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми.
Эффективная коммуникация необходима:
- Между организацией и внешней средой;
- Между уровнями управления;
- Между подразделениями;
- Между руководителями и подчиненными;
- Для управления неформальными коммуникациями (слухи).
Коммуникации бывают внешними и внутренними.
Внутренние коммуникации делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации представляют собой поток информации по восходящей (объяснительные записки, служебные записки и т.п.) и по нисходящей (приказы, распоряжения и т.п.).
В зависимости от этого критерия, все системы коммуникации можно разделить на:
- межличностные;
- организационные.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информацией, являющейся предметом обмена.
В процессе обмена информацией выделяют 4 базовых элемента:
- Отправитель – это лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающую ее;
- Сообщение – это собственная информация, закодированная с помощью символов;
- Канал – средство передачи информации;
- Получатель – это лицо, которому предназначено информация и которое интерпретирует ее.
Этапы коммуникационного процесса:
- зарождение идеи;
- кодирование и выбор канала;
- передача;
- декодирование.
Процесс коммуникации реализуется следующим образом (рисунок 23.1):
Шумы – это все, что искажает смысл.
Обратная связь – это процесс проверки отправителем правильности декодирования и понимание получателем сообщения.
Сообщение может включать различную информацию, которая делится на группы:
- В зависимости от предназначения:
- исходная – используется для принятия решения,
- организационная – используется при реализации решений,
- регулирующая – сопровождает управленческие решения по мере их реализации,
- учетно-контрольная – используется на завершающем этапе управленческого цикла.
- По степени доступности информация делится на:
- открытую,
- для служебного пользования,
- секретную,
- совершенно секретную,
- особой важности.
Каналы информации включают в себя:
- Устное сообщение (лично или по телефону).
- Письменное (от писем до электронной почты).
- Прочие (мимика, жесты и т.д.).
В системе коммуникации в организации выделяют 2 подсистемы:
- Формальная коммуникация (межуровневая) – в этой подсистеме циркулирует вся официальная информация, проходящая по следующим направлениям:
- сверху вниз – начальник – подчиненный;
- снизу вверх – подчиненные – начальник
- по горизонтали – между структурными подразделениями и работниками.
- Неформальная коммуникация (иногда этот канал называют каналом распределения слухов). К числу слухов принято относить:
- сведения о предстоящих сокращениях;
- об ужесточении наказаний за нарушения трудовой дисциплины,
- об изменении структуры организации,
- о планируемых перемещениях,
- о конфликтах в коллективах,
- о личной жизни работников.
Последнее десятилетие наложило существенный отпечаток на процесс коммуникации и серьезно усложнило его. Все причины можно условно разделить на 2 группы:
- Макробарьеры:
- общая перегрузка информационных каналов из-за резкого возрастания объема информации;
- потребность в усложнении информации;
- интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.
- Микробарьеры:
- несовершенство каналов передачи информации;
- различное восприятие смысла информации различными субъектами.
Для успешного осуществления обмена информацией необходимо создать коммуникационную сеть.
Коммуникационная сеть – соединение участников процесса коммуникации с помощью информационных каналов.