Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9432 / 1730 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 4:

Элементы и принципы менеджмента

< Лекция 1 || Лекция 4
Аннотация: Выделяются понятия субъекта и объекта управления, приводятся закономерности управленческой деятельности.

4.ppt

Цель лекции: познакомиться с основными понятиями в менеджменте, а также основой всей системы управления

Прямого перевода понятия менеджмента в России нет, однако, можно выделить следующие его трактовки:

  1. Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными (англ. management, от лат. manu agere "указывать рукой" ср. рус. руководить). (сайт wikipedia.org)
  2. Менеджмент - управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. (сайт глоссарий.ру)
  3. Способность общения людей, власть и лидерство управления, административные навыки. (Оксфордский словарь).

Менеджмент в российском варианте представляется совокупностью принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Достаточно часто понятие "Менеджмент" подменяют термином "Управление".

Однако управление можно рассмотреть следующим образом:

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Таким образом, можно утверждать, что понятия менеджмент и управление представляются идентичными в том понимании, что они направлены на процессы и людей.

Вся структура управления представляется следующим образом (рисунок 4.1):

Система управления

Рис. 4.1. Система управления

На рисунке 4.1 можно выделить следующие элементы управленческой деятельности:

Субъект управления – лицо, оказывающее определённое воздействие. По сути – это менеджер.

Объект управления – то, на что оказывает воздействие менеджер. Объектом может быть человек, производство, отношения, обеспечивающие деятельность организации.

Воздействие – некоторое усилие, которое стимулирует объект управления к деятельности.

Информация о результатах воздействия обратная связь, в которой отражены результаты воздействия субъекта управления на объект.

Таким образом, менеджмент следует рассматривать в трилогии его трактовки, а именно:

  • менеджмент – это учебная дисциплина, которая изучается в образовательных заведениях различных уровней;
  • менеджмент – это искусство, представляющее собой максимально эффективное использование на практике теоретических подходов, а также внутренних ощущений;
  • менеджмент – это наука, которая занимается многосторонними направлениями развития практики управленческой деятельности.

В менеджменте обязательно выделяются следующие закономерности:

  1. Единство системы управления.
  2. Пропорциональность производства и управления.
  3. Централизация и децентрализация управления.
  4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем.

Среди принципов менеджмента выделяют:

Принцип демократического централизма.

Принцип планового ведения хозяйства.

Принцип материального и морального стимулирования.

Принцип научности управления.

Принцип ответственности.

Принцип правильного подбора и расстановки кадров.

Принцип экономической эффективности.

Принцип преемственности хозяйственных решений.

Краткие итоги

В лекции были представлены понятия менеджера и руководителя. Оба эти понятия в целом означают одно и то же, и связаны с управлением людьми и процессами. Определено, что система управления состоит из таких элементов, как субъект и объект управления, а также воздействие и обратная связь.

Также были представлены принципы и закономерности менеджмента.

Вопросы

  1. Выделите основные отличия понятия менеджмент и управления
  2. Каким образом реализуется структура управления
  3. Назовите основные закономерности менеджмента
< Лекция 1 || Лекция 4
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?