Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
Опубликован: 10.09.2005 | Доступ: свободный | Студентов: 7850 / 2257 | Оценка: 4.47 / 4.27 | Длительность: 14:36:00
ISBN: 978-5-9556-0047-5
Специальности: Юрист
Лекция 9:

Средства индивидуализации

Аннотация: Фирменное наименование - понятие и назначение. Товарный знак и знак обслуживания. Виды. Общеизвестный товарный знак. Регистрация товарного знака, основания отказа. Наименование места происхождения товара. Понятие и назначение, условия признания. Использование товарного знака (знака обслуживания) и наименования места происхождения товара. Нарушение прав владельца средства индивидуализации. Понятие "исчерпание права". "Палата по патентным спорам" - назначение, компетенция и полномочия. Правовой аспект использования товарного знака в доменном имени (в России и за рубежом). Судебная практика. Передача прав на товарный знак (уступка, лицензия, франчайзинг). Ответственность: гражданско-правовая, административная, уголовная.
Ключевые слова: очередь, фирменное наименование, ООО, Интернет, ПО, права, пункт, слово, пробел, путь, деловая репутация, множества, товарный знак, представление, Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", знак обслуживания, работ, регистрируя, регистрация, Windows, однородные товары, общеизвестный товарный знак, сочетания, объект, товар, исполнение, деятельность, доминирующее положение, наименование места происхождения товара, связь, использование товарного знака, лицензионный договор, использование наименования места происхождения, место, Размещение, исчерпание права, палата по патентным спорам, использование товарного знака в доменном имени, домен, DNS, исключительные права, google, technology, COM, net, org, info, uniform, domain, resolution, policy, intellectual property, arbitration, AND, @mediat, center, forum, статистика, доменная зона, правовая система, правовые основы, ICANN, администратор, передача прав на товарный знак, лицензия, франчайзинг, уступка, сделка, качество товаров, контроль, значение, привилегия, ущерб

Фирменные наименования

В числе объектов исключительных прав на средства индивидуализации ГК РФ в первую очередь называет фирменное наименование юридического лица. Фирменное наименование предназначено для индивидуализации участников гражданского оборота. Как имя и фамилия индивидуализируют физическое лицо, так фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо.

Фирменное наименование (наименование юридического лица) состоит из двух частей - указания на организационно-правовую форму и собственно уникального наименования юридического лица (ООО "Самокат", ЗАО "Умницы", АНО "Интернет и Право", ГУП "Университет" и т.п.), а в предусмотренных законом случаях дополнительно должен указываться характер деятельности юридического лица. Например, "банк" для соответствующих кредитных организаций.

Есть и другие требования. Так, наименования "Российская Федерация" и "Россия", а также образованные на их основе слова и словосочетания в названиях коммерческих организаций (кроме партий, профсоюзов и религиозных объединений) могут использоваться только с согласия Правительства РФ.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Право использования фирменного наименования может быть передано другим лицам, например, на основании договора коммерческой концессии.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Однако закон запрещает использование только "полного" фирменного наименования (то есть включающего указание на организационно-правовую форму). Так, в Письме ВАС РФ от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике" арбитражным судам рекомендовалось удовлетворять иски об изменении наименований юридических лиц, только если наименования совпадают в полном объеме (в произвольной и обязательной частях).

В то же время по-прежнему действует Положение о фирме, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. Пункт 11 Положения содержит следующее: "Всякий, кто на основании настоящего постановления обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или схожей фирмой со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает опасность их смешения".

Разрешение споров о наименованиях юридических лиц в России в скором времени столкнется еще с одной проблемой, уже известной миру. При регистрации юридического лица проверка уникальности наименования в прежние годы проводилась в рамках только одного субъекта Российской Федерации. При этом на стадии регистрации заявители получали отказ лишь в том случае, если наименования регистрируемой и уже существующей организации (включая организационно-правовую форму), совпадали в полном объеме. Подобная политика привела к созданию ситуации, когда одновременно существуют фирмы с очень похожими наименованиями даже в рамках одного субъекта РФ. Например, только в Москве зарегистрировано более 500 организаций, в наименовании которых присутствует слово "Альфа". Такие "Альфы" есть в каждом субъекте.

Ситуация еще более осложнилась с момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Дело в том, что в его положениях отсутствует требование о предварительной проверке уникальности фирменного наименования создаваемой организации. В результате существование юридического лица даже с идентичным наименованием не является по смыслу Закона основанием для отказа в государственной регистрации. Указанный пробел открыл путь к появлению у коммерческих предприятий с безупречной деловой репутацией множества компаний-двойников.

Регина Табарова
Регина Табарова
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!