Опубликован: 04.04.2014 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Лекция 7:

Метрики проекта

< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >

Передача (Referral)

Пользователи начинают рассказывать о вас друзьям. Вот несколько способов того, как пользователи могут рассказать о вас:

  • Послать e-mail другу.
  • Кнопка "Поделиться" в социальных сетях.
  • Ретвит.
  • Партнерские программы.

Основная метрика на этом этапе - фактор виральности (к-фактор), который вычисляется по формуле: К = X * Y * Z, где:

  • Х - процент пользователей, которые пригласили новых пользователей;
  • Y - среднее число людей, которых пригласил единичный пользователь;
  • Z - число пользователей, принявших приглашение.

Виральность характеризует стремительность распространения контента в сети самими пользователями. Чем охотнее аудитория вашего продукта делится ссылками на него, тем более вирален созданный продукт.

Доход (Revenue)

Пользователи превращаются в клиентов и начинают платить вам деньги, за этим нужно следить. Основные действия на этом этапе:

  • покупка товара,
  • оплата подписки,
  • покупка внутри приложения.

Анализ результатов

Если вы отслеживали пользователей с самого начала попадания в вашу воронку продаж, то вы можете получить такую таблицу:

Пример подсчета эффективности вашего сайта

увеличить изображение
Рис. 7.2. Пример подсчета эффективности вашего сайта

Давайте еще раз рассмотрим метрики на примере типичной рекламной компании. Цифрами такой рекламной компании могут быть:

  • 2100 человек получают письма рассылки.
  • 1200 человек читают эти письма.
  • 560 человек переходят по ссылке из письма.
  • 555 человек попаданий на landing page.
  • 250 человек кликов на кнопку на landing page.
  • 240 человек открывают форму регистрации.
  • 180 человек заполняют эту форму.
  • 175 человек нажимают кнопку "Зарегистрироваться".
  • 150 человек получают письмо с активацией.
  • 130 человек открывают письмо с активацией.
  • 110 человек переходят по ссылке активации.
  • 99 человек открывают профиль пользователя для заполнения.
  • 90 человек заполняют свой профиль.
  • 80 человек нажимают кнопку "Сохранить".
  • 70 человек переходят на страницу с контентом.
  • 60 человек получают полный доступ к контенту.

Пришло время проанализировать нашу воронку. Сначала смотрим на пару основных и хорошо известных конверсий: это CTR (от англ. click-through rate - показатель кликабельности) в канале и процент регистрации (registration rate). Если они находятся в пределах нормы и результат нас устраивает - отлично! Если нет, то нужно найти "зауженный" кусок воронки и идентифицировать метрику, которая больше всего портит нам общую картину.

Напомним еще раз, что CTR (click-through rate) - это показатель кликабельности, измеряемый как отношение числа кликов к числу показов баннера или рекламного объявления. По сути CTR - это один из важных показателей эффективности рекламной кампании или баннера

В данном случае CTR будет равен 26,6%. Это число получается в результате вычислений: (560/2100)*100. Registration rate вычислим по формуле: (количество регистраций / число попаданий на landing page) * 100. В данном случае он будет равен 14,4%, т.е. (80/555)*100.

"Слабых мест" у воронки может оказаться несколько и выявлять их нужно поэтапно. Этот процесс называется Conversion Rate Optimization. Если метрики воронки отклоняются от "нормальных" (уже известных вам по другим проектам) - подумайте: не является ли это особенностью аудитории нового проекта ("дизайнеры не любят заполнять формы" и т.д.).

Рассмотрим новые показатели воронки продаж:

  • 2100 человек получают письма рассылки.
  • 1200 человек читают эти письма.
  • 560 человек переходят по ссылке из письма.
  • 555 человек попаданий на лендинговую страницу.
  • 250 человек кликов на кнопку на лендинговой странице.
  • 240 человек открывают форму регистрации.
  • 42 человек заполняют эту форму.
  • 40 человек нажимают кнопку "Зарегистрироваться".
  • 39 человек получают письмо с активацией.
  • 34 человек открывают письмо с активацией.
  • 28 человек переходят по ссылке активации.
  • 27 человек открывают профиль пользователя для заполнения.
  • 20 человек заполняют свой профиль.
  • 19 человек нажимают кнопку "Сохранить".
  • 16 человек переходят на страницу с контентом.
  • 14 человек получают полный доступ к контенту.

Давайте сосчитаем различные метрики для данной воронки продаж:

  • Процент открытых писем = (1200 / 2100) * 100 = 57,1%
  • CTR landing page = (250 / 555) * 100 = 45%
  • Процент регистраций = (40 / 240) * 100 = 16,6%
  • Процент просмотра письма активации = (130 / 150) * 100 = 86,6%
  • CTR письма активации = (110 / 150) * 100 = 73,3%
  • Процент заполнения профиля = (80 / 99) * 100 = 80%

Теперь пришло время оптимизировать воронку. Оптимизация проводится по принципу "одна итерация - одно слабое место в воронке". Другими словами, не стоит вносить много беспорядочных изменений в воронку за один раз, т.к. невозможно будет понять, какие ваши изменения принесли пользу, а какие нет. Поэтапно выявляя и устраняя узкие места, вы получите в результате нормальную или идеальную воронку продаж.

Другие метрики

LTV (Жизненная ценность клиента). Жизненная ценность клиента. Например, ваши средние затраты на привлечение клиента (CAC) = $100, а средний чек (ARPU) = $25/мес. Если клиент перестанет пользоваться вашим сервисом через 3 месяца, то вы попросту потеряете $25 на каждом таком клиенте! ($25*3 - $100 = -$25).

В такой ситуации не важно, как много клиентов придет - вы все равно будете терять деньги.

LTV можно вычислить как отношение ARPU к показателю оттока клиентов (Churn Rate), который уже упоминался ранее.

Churn Rate. Этот показатель пришел в сферу стартапов из мобильной связи, где с помощью него считали отток абонентов. Соответственно, для стартапов он вычисляется как процентное соотношение пользователей, отказавшихся от подписки в этом месяце к количеству клиентов, оплативших предыдущий месяц. Максимально допустимый показатель оттока - 5%.

MRR. Monthly Recurring Revenue. Для SaaS бизнеса MRR намного более ценная метрика, чем традиционная выручка, посчитанная бухгалтерскими методами. MRR - это та выручка, которую вы получили в течение месяца от клиентов, которые делают вам повторяющиеся платежи (то есть продлевают свои подписки).

Устойчивость SaaS бизнеса сильно зависит от MRR. У вас может уйти несколько месяцев на то, чтобы компенсировать затраты на привлечение клиента, только после этого вы начнете на нем реально зарабатывать. Одноразовые крупные сделки - удача, но они не особо меняют общую картину. Только отслеживая MRR, мы реально видим, как идут дела у бизнеса от месяца к месяцу.

NPS. Net Promoter Score - индекс потребительской лояльности, индекс определения приверженности потребителей товару или компании (индекс готовности рекомендовать). Он используется для оценки готовности к повторным покупкам.

Измерение индекса лояльности NPS включает в себя несколько шагов.

  • Потребителям предлагается ответить на вопрос "Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/знакомым/коллегам?" по 10 бальной шкале, где 0 соответствует ответу "Ни в коем случае не буду рекомендовать", а 10 - "Обязательно порекомендую".
  • На основе полученных оценок все потребители разделяются на 3 группы: 9-10 баллов - сторонники товара/бренда, 7-8 баллов - нейтральные потребители, 0-6 баллов - критики.
  • Непосредственно расчёт индекса NPS.

NPS - это разница между долей сторонников и долей критиков.

Средний показатель NPS находится на уровне 5-10 %. Самый высокий NPS у компании Apple.

Дополнительные материалы:

  1. Уроки по созданию landing page: http://www.copyblogger.com/landing-pages/
  2. Много различных материалов по подготовке e-mail рассылок: http://mailchimp.com/resources/
  3. Блог, посвященный SEO оптимизации: http://www.seobook.com/blog
  4. Хорошая презентация по метрикам доходности: http://www.slideshare.net/Startonomics/revenue-the-internet-wants-to-be-free-but-you-need-to-get-paid-presentation?type=powerpoint
  5. Оригинальная презентация Дейва Маклюра о метриках AARRR: http://www.slideshare.net/dmc500hats/startup-metrics-for-pirates-aarrr-startonomics-sf-oct-2008-presentation

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие метрики стартапа можно отнести к "правильным"?
  2. Почему число зарегистрированных пользователей не всегда говорит об успешности стартапа?
  3. Расшифруйте аббревиатуру AARRR.
  4. Какие ключевые метрики существуют на стадии Удержания?
  5. Что такое Churn Rate и почему он важен?
< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >
Елена Шарунова
Елена Шарунова

Здравствуйте. Отправила документы почтой, по статусу сайты почты - получены.
Как узнать на каком этапе находятся мои документы, чтобы оплатить вторую часть за получение удостоверения?

Анна Федорова
Анна Федорова
Маргарита Туктарова
Маргарита Туктарова
Соединенное Королевство, London, kingston university, 2012
Александр Югов
Александр Югов
Россия, НИУ ВШЭ - Пермь