Опубликован: 31.07.2009 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 7:

Работа с текстом и шрифтами

Аннотация: Классификация шрифтов. Работа с текстом в Adobe Photoshop. Стили и слои.

Цели занятия

  • познакомить учащихся со значением шрифта в дизайне;
  • дать классификацию шрифтов;
  • научить учащихся пользоваться инструментом создания и редактирования текста.

Содержание занятия

Шрифт можно исследовать с трех сторон: как произведение графического искусства, как информационное средство и как элемент компьютерных технологий.

Художественное значение шрифта зависит от впечатления человека, читающего текст. Шрифт способен придать эмоциональную окраску тексту, с его помощью можно выделить или подчеркнуть отдельные фрагменты. Художественные свойства шрифта не имеют определенных параметров - все зависит от таланта дизайнера.

Классификация в любой области не бывает однозначной, и классификация шрифтов не является исключением. Однако существует более или менее общая классификация, которой придерживаются многие дизайнеры, издатели и полиграфисты.

В соответствии с этой классификацией шрифты разделяются на несколько крупных групп.

  • Антиквенные шрифты, которые характеризуются тем, что знаки обладают контрастными штрихами (тонкими и толстыми) и засечками.
  • Рубленые шрифты, которые характерны тем, что у них штрихи одинаковой толщины и отсутствуют засечки.
  • Египетские шрифты, для которых характерны прямоугольные засечки. Эти шрифты впервые появились в Англии в те времена, когда вся страна была очарована египетской культурой, и такое название было дано этим шрифтам только по этой причине.
  • Орнаментированные шрифты, которые напоминают почерк; шрифты со свободными художественными элементами.

Каждая из этих групп делится на сотни гарнитур. Гарнитура - семейство начертаний с общими стилевыми параметрами, особенными деталями и собственным наименованием. Начертания различаются по наклону и насыщенности.

Эффективное использование шрифта - это выбор подходящей гарнитуры и ее начертаний, подходящего размера в соотношении к размеру страницы, полосы набора и длины строки, гармоничных пробелов между словами, между строками, между абзацами, между текстом и заголовками.

Для выбора гарнитур для оформления документа следует руководствоваться принципом контраста (один наборный шрифт и один заголовочный, различающиеся по одному или нескольким параметрам, например, с засечками и без засечек, светлый и полужирный, мелкий и крупный) и правилом простоты - использовать не более двух гарнитур. В этом выборе необходимо также придерживаться уместности шрифта тому содержанию, которому посвящен текст. В таком случае необходимо учитывать художественное своеобразие некоторых шрифтов. Например, орнаментированные или рукописные шрифты мало подходят для набора основного текста, но приемлемы для коротких и характерных заголовков.

Для шрифтового дизайна предпочтительнее применять нейтральный классический шрифт, который не будет отвлекать читателя от содержания документа, чем оригинальный, который затмит смысл документа своей экстравагантностью.

Выбор размера шрифта также требует учета множества факторов: значимости элемента на странице или во всем документе и баланс его с другими элементами, ширину полосы или строки, окружающее пустое пространство (поля, отбивки, пробелы между строками).

Для создания текстовых строк в программе Photoshop используется инструмент Type Tool (Текст). Он позволяет создавать горизонтальные и вертикальные строки, а также выделения в виде текста.

В панели свойств возможно поменять гарнитуру шрифта, размер букв, их цвет, написание, выравнивание абзацев и другие стандартные свойства текста (рис. 12.1.). Для того, чтобы изменить свойства уже написанного, надо выделить текст или его часть, как в стандартном текстовом редакторе. Чтобы принять все изменения, надо щелкнуть на галочке (Commit any current edits) в панели свойств, в обратном случае - нажать на "запрещающий" значок (Cancel any current edits).

 Работа с текстовой строкой

Рис. 12.1. Работа с текстовой строкой

Весь введенный текст размещается на отдельных текстовых слоях ( см. рис.12.1). В любой момент редактирования, перейдя на нужный слой, можно внести исправления в строку. В некоторых случаях производят операцию растрирования слоя, которая превращает текстовые строки в " картинку ".

На примере текстового слоя рассмотрим применение к слоям различных эффектов (рис.12.2.).

Эффекты отображаются в панели слоев (рис.12.3.), их в любой момент можно редактировать, копировать, отключать видимость. Следует заметить, что почти все эффекты слоя "работают " только в том случае, если вокруг изображения есть прозрачная область.

 Применение к слою эффекта тени и объемности

Рис. 12.2. Применение к слою эффекта тени и объемности
 К текстовому слою применен эффект слоя

Рис. 12.3. К текстовому слою применен эффект слоя

Примерные вопросы для контроля

  1. Какой инструмент используется для набора текстовой строки?
  2. Какие свойства текста можно изменить в панели свойств?
  3. В чем отличие текстового слоя от обычного?
Аделина Копыльцова
Аделина Копыльцова

подписалась на курс, но после поняла, что прямо СЕЙЧАС нет возможности его изучать. как отписаться от курса, чтобы позже, когда у меня предоставится возможность вернуться к нему снова?

Антон Бобров
Антон Бобров

Добрый день!

Могли бы Вы "на пальцах" объяснить про частоту растра?

И как частота растра связана с техническим разрешением принтера?

спасибо

Елена Ежова
Елена Ежова
Россия
Иван Матвеев
Иван Матвеев
Россия, Москва, МГГЭИ (бывш. МГСГИ), 2009